21.04.2021

Анастасия Алексеева (ФАРМ): «Мы с оптимизмом смотрим на предстоящий школьный сезон»

Компания «ФАРМ» даже в той непростой ситуации, которая складывается сейчас на канцелярском рынке, развивается очень динамично и успешно готовится к активной работе в школьный сезон. Об этом в интервью KanzOboz.ru рассказала директор по маркетингу Анастасия Алексеева.

— Анастасия, сегодня многие игроки канцелярского рынка говорят о существенном росте себестоимости производства канцелярских товаров, повышении цен на сырье, расходов на упаковку и логистику, а также о возможном дефиците некоторых видов продукции. Фиксируете ли Вы повышение закупочных цен и нехватку каких-либо позиций из канцелярского ассортимента?

Мы оказались в ряду немногих компаний на рынке, которые в конце 2020 года успели вывезти из Китая абсолютно все, что планировали. Безусловно, расходы на логистику и сырьевые повышения сказались на отпускных ценах и стали катализатором сверхспроса: многие партнеры просили о дополнительных объемах в ожидании повышения цен и дефицита у других компаний. На этом фоне многие новинки, продажи которых мы планировали на полгода, были полностью проданы уже в феврале. Поэтому да, из-за повышенного спроса мы ожидаем незначительный уровень дефицита по новинкам, но по основному ассортименту компании ситуация полностью под контролем.

— С чем, на Ваш взгляд, связана сегодняшняя ситуация на рынке? Можно ли назвать ее неожиданной и беспрецедентной, или Вы были готовы к такому развитию событий?

Ситуацию на рынке сложно назвать совсем неожиданной. Все понимали, что локдауны в 2020 и 2021 годах обязательно отразятся на экономике, на производственных и логистических процессах. Однако уверена: мало кто ожидал настолько серьезный снежный ком мирового масштаба, состоящий из пандемии, геополитики, логистических коллапсов, повышения экологических требований в Китае и сокращения количества производств на фоне возрастающего спроса на мировых рынках.

Поэтому, видя перспективы дефицита на рынке, мы успели очень оперативно сработать не только по организации логистики, но и по дозаказам.

— В каких товарных сегментах рост стоимости сырья наиболее существенно повлияет на стоимость готовой канцелярской продукции?

В первую очередь, в товарах, где большой процент себестоимости приходится на сырье, – это пластик, бумага, картон. Но в итоге, конечно, отразится на всех товарах, так как возрастает стоимость упаковки.

— Пришлось ли Вашей компании менять свой ассортимент и ценовую политику?

Наш ассортимент и бренд-портфель сбалансированы и даже, несмотря на кризисы, показывают очень хорошие результаты: все ценовые сегменты – от эконома до высокого – эффективно закрыты. Мы стараемся максимально удерживать цены и в поисках лучшего ценового предложения для наших партнеров активно переразмещаем заказы на других производствах. Ситуация с дефицитом сырья и серьезным повышением цен одинаково отразилась почти на всех. В недолговременном выигрыше были лишь те, кто своевременно сделал запасы сырья.

— Возможно ли на фоне беспрецедентного повышения цен на полимеры, экономического кризиса и продолжающейся пандемии существенное сокращение объемов производства и продаж канцелярских товаров из пластика?

Действительно существенное снижение объемов возможно, только если будет дефицит сырья и продукции на рынке. Повышение цен, безусловно, сделает определенную корректировку, но у нас в планах рост как в деньгах, так и в натуральном объеме, даже несмотря на глобальный тренд отказа от пластика, который постепенно доходит и до нашего рынка. Ключевое слово здесь «постепенно», так как товары из пластика заняли прочное положение во многих товарных категориях, быстро заменить их будет непросто. Но мы видим растущий спрос на продукцию без пластика или с его ограниченным содержанием, поэтому активно расширяем ассортимент. Например, новинка марта, ножницы Lorex с ручками из экоматериала уже отлично показали оффтейк в два раза выше, чем мы ожидали. И, возможно, в недалеком будущем доску для лепки «Каляка-Маляка» или настольные наборы INFORMAT заменят альтернативы из бамбука, а все ручки будут из прессованного картона.

— В каких товарных сегментах розничные покупатели наиболее чувствительны к стоимости канцтоваров? А в каких сегментах цена не является определяющим критерием выбора канцелярской продукции?

Отталкиваться только от категории не совсем правильно. С одной стороны, да, есть категории, в которых чувствительность выше, это расходники – ручки, тетради (особенно зеленые), бумага и т. д. С другой стороны, если вы умеете работать не только с ценой, но и умеете создавать ценность в глазах потребителей, то никакие категории и «повышенные чувствительности» вам не страшны, и даже из расходников можно сделать предмет обожания и желания, за ценность которых будут доплачивать с удовольствием. Это отлично видно на примере бренда Lorex, где решающим фактором покупки являются эмоции, ощущения, дизайн: ластик в виде морского камня, ручка или тетрадь с модной темой и покрытием soft touch заставляют чаще биться сердца наших клиентов.

И раз уж мы говорим о чувствительности, то нашему рынку грех жаловаться. Нам повезло, потому что в целом чувствительность к ценам наших товаров низкая из-за средней частоты визита в розничный магазин – раз в полтора месяца, да и средний чек у нас очень маленький по сравнению с тем же фудом.

— Насколько зеленая тетрадь при всем существующем сегодня разнообразии бумажно-беловой продукции востребована покупателями? Как в последние годы менялся спрос на эту продукцию? Какие альтернативы есть у зеленой тетради?

Спрос на зеленую тетрадь достаточно стабилен в последние годы. Несмотря на то что на рынке огромное количество вариантов тетрадей с картонной обложкой, зеленая тетрадь по количеству продаж все еще вне конкуренции. Однако основной рост в категории тетрадей в нашей компании происходит за счет тетрадей с более плотными обложками, трендовыми дизайнами, в отделке обложки которых комбинируются самые разнообразные эффекты, за счет чего они привлекают внимание розничного потребителя.

— Каким, на Ваш взгляд, будет школьный сезон-2021? В чем будут заключаться его главные отличия от предыдущих сезонов? К чему готовится и чего ожидает Ваша компания?

Мы смотрим на предстоящий сезон-2021 с большим оптимизмом, у нас очень амбициозные планы по повышению уровня дистрибуции и увеличению объемов продаж. Уверена, мы сможем порадовать новинками миллионы семей в России. Из отличий, на мой взгляд, сохранится размывание августовского пика. И если в 2020 году он, по понятным причинам, «уехал» на сентябрь, то сейчас уже многие начинают готовиться к школе заранее в ожидании серьезного повышения цен. Это пугает потребителей сильнее, чем возможность закрытия школ и дистанционного обучения.